Verification: 5f2706aef5f6f18b
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с этим.
OK

Финансовая модель глэмпинга

02.05.2025
Глэмпинг — это бизнес, требующий расчета его планируемой рентабельности и возможной прибыли. Без этих данных есть высокий риск не получить инвестиции или потерять вложенные в объект экотуризма деньги. Для расчета используется финансовая модель, представляющая из себя систему показателей, позволяющую составить прогноз по выручке, окупаемости бизнеса, продумывать его стратегию.
Финансовая модель дает возможность:

  • Определить капитальные затраты на старте бизнеса. Спланировать время, в течение которого они окупятся.
  • Спрогнозировать рост бизнеса. В дальнейшем сопоставить планируемые данные с фактическими и скорректировать действия.
  • Получить инвестиции. Любой крупный инвестор запросит у начинающего глэмпельера финансовую модель.

Финансовая модель глэмпинга составляется в Excel и индивидуальна для каждого проекта. Она зависит от множества переменных: количества сотрудников и зарплат, размера и средней заполняемости номерного фонда, дополнительных услуг для гостей, планируемой выручки и расходов. В этой статье, мы упрощенно расскажем, что такое финмодель и как она составляется.

Как создать финмодель глэмпинга?

Перед началом работы над финмоделью ннеобходимо определить концепцию глэмпинга и сформировать мастер-план. Без этих показателей у проекта не будет информации о переменных расходах. Например, нужно точно знать сумму затрат на строительство объекта, объем номерного фонда, изучить данные по загрузке, выручке у конкурентов в регионе.

Финмодель начинает формироваться с модели доходов и расходов, вносимых в таблицу Excel. Первый этап — определяем капитальные затраты на инфраструктуру глэмпинга. Например, на жилые модули-домики с оборудованием в них, общественные зоны, хозпостройки, баню, кафе, ресторан, благоустройство территории, прокладку коммуникаций и их подключение (электричество, вода), оплату работ подрядчиков.

Второй этап — определяем переменные расходы, появляющиеся после открытия глэмпинга. К ним относятся, например, зарплаты сотрудникам, закупка расходников для объекта, коммунальные платежи, оплата подрядчикам за услуги, например, за откачку септиков, весенне-летнюю дезинсекцию участка от клещей, стоимость обслуживания домиков, ресторана, бани. Все расходы делятся на три типа:

Все расходы отмечаются на дорожной карте или диаграмме Ганта. Она позволяет понять расходы по месяцам с момента первых вложений. Условно диаграмму можно разделить на два периода: постройка и запуск проекта. В реальности дорожная карта будет сложнее. Она позволяет:

  • Наглядно визуализировать расходы проекта по месяцам и показать конкретные сроки.
  • Планировать ресурсы бизнеса. Знать, в какой момент потребуется определенная сумма денег. Например, в зимний период расходы глэмпинга возрастают за счет отопления, необходимости заказывать снегоуборочную технику для расчистки дороги, ведущей к объекту. Все это учитывается на диаграмме.

После расходов считаются доходы. Например, у нас есть 15 домиков, в месяцах по 30-31 дню (исключение — февраль), стоимость их аренды — 10 000 рублей. Это означает, что максимальный доход с них, составит 31х10000=310 000 рублей. Привести показатель к более реальному позволяет загрузка в процентах. Она анализируется по конкурентам в регионе во время мастер-планирования. Предполагаем, что загрузка в процентах будет 50%. Это корректирует наш максимальный доход до 155 000 рублей с каждого домика.

При строительстве реальной финмодели конкретного объекта доходы подсчитать сложнее:

  • Стоимость аренды будет плавающей. Например, на старте глэмпинга вы сдаете домики по 5000 рублей и привлекаете клиентов, через 6-8 месяцев повышаете аренду до 7 или 10 тысяч рублей. Это можно отразить на диаграмме Ганта.
  • Загрузка в процентах зависит от сезона. В июне-августе она может достигать 60-70%, зимой будет меньше. Аналогично, на старте проекта количество гостей будет небольшим.

Сдача домиков — основной источник дохода. Дополнительный будут приносить ресторан, кафе, баня и различные услуги, например, прокат квадроциклов, велосипедов, лодок и другие. Посчитать доход от них можно по проценту людей, арендующих домики. Например, 20% из них сходят в ресторан и 15% — в баню. Рассчитываем средний чек посещения, определяем доход.

Исходя из всех этих данных, можно вычислить операционную прибыль, отнять налоги и вычислить чистую прибыль. В хороших условиях она должна составлять около 20-30% от выручки, на старте проекта бывает отрицательной.

Третий этап — составляем отчет о движении денежных средств (ОДДС), состоящий из трех видов деятельности:

  • Операционная. Денежный поток от текущей деятельности. Это чистая прибыль, указываемая в плюсе, например, +200 000 рублей. На этапе строительства проекта операционная деятельность будет приносить только расходы и будет в ‎минусе.
  • Инвестиционная. Инвестиции в проект, основная сумма которых уходит на строительство объектов, например, на первые 6-7 месяцев. Указываются в минусе, например, -250 000 рублей.
  • Финансовая. Включает в себя кредиты и заемные средства.

Отчет о ДДС позволяет понять, сколько инвестиций нужно на период стройки, запуска и начального продвижения проекта. После этого можно узнать конкретный месяц, в который бизнес окупит вложенные деньги и сделать вывод, о необходимости вкладываться в него.

Можно ли создать финансовую модель глэмпинга самому?

Для этого недостаточно прочитать 1-2 статьи в интернете или посмотреть несколько обучающих видео. Все инструкции в них позволяют только примерно понять структуру финмодели, ее задачи и основные этапы разработки. Для каждого конкретного объекта она будет уникальной, зависеть от множества факторов. Чтобы учесть их, нужно быть финансово-грамотным, иметь базовые знания бухгалтерии, экономики и ее метрик. В этом помогают платные консультации и бизнес-туры.

Дополнительные риски при самостоятельной разработке финмодели:

  • Если вы сами составляли концепцию и мастер-план, ошибки из них перейдут в финансовую модель глэмпинга. Вы не учтете часть расходов.
  • Точно рассчитать средний чек и другие показатели будущего объекта невозможно без маркетинговых исследований. Провести их самостоятельно не получится.

Заказать финансовую модель глэмпинга и все другие этапы проектирования можно у наших партнеров — в архитектурном бюро «‎Место».
Другие статьи
Грамотно продуманная концепция — это часть успешного маркетинга.
Строительство глэмпингов и развитие ‎экологического туризма — популярное направление, спонсируемое государством. Оно выделяет гранты для бизнесменов, приходящих в эту сферу, компенсирует до половины стартовых расходов для крупных объектов.
Правильно выбранная земля под глэмпинг — это основополагающий фактор успешного бизнеса в сфере экотуризма.